Топозеро

Я хочу принять участие в дискуссии о сравнении рыбалки и охоты в Карелии на Топозере с другими районами нашей страны, где такая же дикая природа.

Рыбалке я отдал полжизни, «и пусть я денег не скопил», но в памяти рыбалку сохранил.

Я хочу перечислить места, где я рыбачил и охотился.

Все детство я провел с удочкой на реке Самарке – притоке Волги, под Куйбышевом. Недалеко от этого места усадьба Аксакова, первого русского теоретика рыбалки. На Самарке все пескари мои были.

Иногда лето я проводил в пионерском лагере в Ширяево. В Ширяево Репин писал своих «Бурлаков на Волге». Я с берега на черную нитку ловил стерлядок. Хорошо клевало. После строительства Куйбышевской ГЭС такая рыбалка ушла в прошлое.

После школы я четыре года проработал в Ростове-на-Дону. Дон в этом месте был рыбным.

Потом в Рязани я учился в институте. Инструктором по туризму я водил группы по реке Пре в центре Мещеры, которую с большой любовью описал Паустовский. Спускаясь по реке на плотах и лодках, много рыбачили.

Бывал я в самом глухом уголке Селигера – Старый Скребень, но сейчас там все вытоптано.

Несколько раз ездил на раскаты в низовья Волги в путину. Жили на тоне «8 марта».

На Ахтубу выезжали на машинах с детьми. У нас были хорошие отношения с руководством, и нам привозили осетров и даже живого барана для шашлыков на день строителя. На перекатах мы гоняли крупного жереха. Но это был заповедник.

Рыбачил несколько раз в Избербаше в Дагестане. Ночью ловили осетров на завозушки длиной 200 метров. Но туда сейчас лучше не соваться.

Нашел я, что искал, аж на реке Турухан, когда в 1967 году мы на двух байдарках пытались пройти из Енисея в Обь. За прошедшие годы я несколько раз бывал там. О первом походе я уже писал. Но времена изменились. Если первый поход в 35 дней с высадкой спецрейсом на гидросамолете в исток Турухана – озеро Долгое обошелся нам в 110 рублей на каждого при начальной ставке инженера в 100 рублей, то сейчас поездка на катамаранах с заказом вертолета обходится в 100 тысяч рублей на каждого. Не часто кто может это себе позволить.

Турухан 1967 Турухан 1999

Турухан 2005

Много рыбачил на озере Балхаш. Условия для рыбалки были идеальными, была машина и катер. Были уловы по тридцать – пятьдесят кг. Но это в безвозвратном прошлом.

Балхаш в июле Балхаш в марте

Если на Турухан надо добираться до места 9 суток, то до базы на Топозере из Москвы уходит немного больше суток. До станции Лоухи поезд идет ровно сутки, а дальше до базы или на машине встретят, или такси заказать можно.

Я был на Топозере в октябре. Жил в новом бревенчатом доме. Еще несколько таких домов рядом находились на завершающем этапе строительства. Большая прихожая, кухня с электрической плитой и холодильником. Большая светлая комната. Отдельная комната с душем и туалетом. Имеется большая парилка. Но больше всего меня поразили теплые полы. Первый раз ими пользовался, что и говорить – цивилизация!

В пяти км от базы, в поселке Софпорог, хороший магазин, ассортимент почти московский.

Говорят, на Ахтубе в кемпингах хорошие бытовые условия, но там нет дикой природы и боровой охоты.

База создавалась для рыбалки. База имеет шесть мощных катеров, изготовленных на заказ в Питере с японскими подвесными моторами до 200 л.с. Есть малые катера с моторами от двух до пяти л.с. Арендованы лучшие места на Топозере. Кругом дикая нетронутая природа. Особенно хорош рыбный участок, находящийся в 40 км от базы, в устье реки. Туда не добираются местные рыбаки с сетями, дорогой бензин. Там летом ставят большие палатки для туристов. Я мало рыбачил, но троллингом двухкилограммовых хариусов ловил. Я увлекся охотой.

На охоте я отвел душу. Каждый день я уходил из дома в 9 утра и шел 5 км. На десятки км ни души. Много медвежьего помета. Егерь предложил охоту на медведя, но я побоялся. Егерь может организовать охоту на медведя, на лося. Перед моим приездом он завалил медведя. На базе большой промышленный холодильник.

Таких условий для боровой охоты я не встречал нигде. Компания ела моего глухаря на 5 кг, отплевывалась дробью и хвалила за хороший выстрел. За добавками подходили по три раза. Даже на Селигере 50 лет назад не было таких возможностей для удачной охоты.

Для меня Топозеро является идеальным местом, чтобы приучить к рыбалке и походной жизни внуков 11 и13 лет. Возьмем лодку с движком на 5 л.с. и будем жить на отдельном острове. Дикая природа и спартанские условия обеспечены.