Полярные торчки. Окончание.

Москва
3. Днюха. Или полный Кечвож. 12 июля моя Днюха. Естественно, еще ночью пошел мерзкий осенний дождь. Небо обложило серыми облаками, которые летели с бешеной скоростью. Похолодало прилично. Все говорило, что праздник удался) Мне дежурить. Еле заставил себя покинуть палатку и теплый спальник. Дрова промокли. Да и на газу готовить трудно под таким потоком. Нужно ставить тент, а тянуть на что? Вдоль воды чахлые ивки есть, а вот с другой стороны скала. Валя нашел пару протертых или промытых отверстий и загнал туда деревянные колышки. Растянулись. Прям, как в альпинизьме)) ЖИВЕМ!!!) Сварил кашку. Даже не ожидал, что я такой кулинар)) Вполне съедабельна) Все сбились под тентом в ожидании решения. Юрец было заколебался, типа дневка, но потом решили, что лучше идти вниз. День предстоял тяжелый, нас ждал трудный обнос непроходимого порога. Ну, так было решено на совете, как я думал)) А в такую погоду делать это значительно труднее. Мокро, скользкие камни итд… Огромный булыжник, отвалившийся много лет назад от скалы, полностью перегораживал фарватер. Струя подмыла под ним, но туда на плавсредстве тока с жизнью счета сводить. ИМХО. Место мрачное, а в такую погоду втройне. Не даром одно из названий «Черный Каньон» Стенки высотой метров по 40. Стоят вплотную к струе. Мест для швартовки и высадки почти нет. А залезть наверх можно только в нескольких местах Река тем временем стала уже вполне полноводной. Вода высокая из-за дождей и активно тающих снежников. А каньон с приличным уклоном. Бурлилки, ступеньки, бочки, не силен в категорийности, но как минимум на единичку тянет, а может и больше. Ничего общего с двумя днями до этого, когда все кайфовали. И потеряли бдительность… Все, что происходило дальше, помнится, как в тумане…. Время не остановилось, а как бы замедлилось. Как будто густое масло попало к песчинкам в песочных часах… Первым кильнулся Валентин. Вполне себе опытный сплавщик, в активе которого куда более сложные и категорийные пороги Карелии и ваще опыт сплавов, который нам очень пригодился. Все обошлось малой кровью) Но река прибрала спиннинг. Знак, однако… Дальше, больше… Я шел четвертым, кода ведущий экипаж «опытных сплавщиков» присел на обливной камень. Мимо проходящие, тоже бывалые на этой реке, экипажи, правда десять лет назад, получили инфу, что до непрохода еще далеко. А он был метров через 50!!! Я видел идя сзади, как замолотили веслами экипажи Майдана и Волмана, правда в тот момент я ничего плохого не думал и прибывал в умиротворенном настроении, получая удовольствие и даже легкую адреналиновую подпитку от сложностей для моей посудины. Наконец представилась возможность запытать пакрафт Иволга в боевых условиях и я рубился на полную… По плану для обноса нужен левый берег, а экипажи зачалились на правую сторону. Странно, подумал я, и спрыгнул с полуметровой ступеньки в самую струю. Накрыло меня с головой, а так как юбки у меня на судне нет, то я полностью налился воды. Отряхнувшись и открыв глаза после такого заплыва, я увидел машущих мне руками и кричащих товарищей, что впереди – ОН! Непроход! И нужно срочно спасаться. А это сделать не так просто, сидя в ванне)) Но я напряг мышцу и все же выгреб со струи, правда тоже под правый берег. Причалил и уже было хотел заняться сливом жидкости, как из-за камня меня окрикнул Серега Волман, что срочно нужна моя помощь. Побежал к ним, а их уже развернуло и задом тащит в порог. Под камень…( Уткнулись они в каменный выступ. В самый последний перед порогом. Зацепиться там не за что. Гладкая скала. Успел перехватить и оттащить, хоть и залез по грудь. Вейдерсы на сплаве обязательная вещЪ. Спасибо тезке, Рокиту. Уф… все выдохнули. Наладили переправу и по одному переправились на левый, нужный нам для обноса, берег. Тем временем дождь не прекращается. Камни довольно скользкие, но таскать вещи можно. И тут случилось ЭТО!!! Экипаж, тройка, на щуке, которые много раз сплавлялись по реке и в принципе, все знают про это место, пролетают мимо нас под наши открытые от удивления рты!!! Как потом выяснилось, большая вода открыла правый слив. Небольшую струю среди двух камней, попадя в которую можно миновать большого камня под который с бешеным ревом уходит река. Как они на это решились - ХЗ… Хотя, краем глаз я видел, что они ходили туда для просмотра. Ключевое слово – попадя! Не попали… Дальше ваще ахтунг!!! Я вижу как они пролетели правый водопад и, развернувшись поперек струи, налетели на огромный центровой валун. Мгновенье, и байдарка скрывается под огромными массами воды. Я понимаю, что беда, бегу вниз по камням, впереди бежит Валентин. Небольшое отступление. Сплав предполагался, как матрасный, т.е. легкий, лайтовый. Из всех средств защиты и страховки у экипажа была только каска на «мартышке» Наташке. А Ольга еще и не умела плавать... Ужаснах… (Мартышка – это третий член экипажа, у которого нет весла.)* Когда я стартовал, то Ольгу и ее сына Олега еще было видно. Их придавило в сплющенной байдарке, а вот когда я догнал Валентина, то их уже не было. На верху только болтались гермы и иногда появлялся щукин нос. В воде барахталась Наташа, Валя пытался ее вытащить, но она рвалась обратно в байдарку. В руках у нее был спиннинг и весло… Откуда??? Глаза у нее были очень круглыми, зрачки еще круглее. Валентин дал мне свою руку – держи. Я вцепился. Он стал пытаться достать до затопленной байдарки. Получилось, ухватился за что-то мягкое, тряпичное, комуфлированное… Наташа в этот момент считала уже минуту. Сколько может прожить человек без возможности дышать? На тот момент все думали, что это Ольга и, что … Достать нереально. Вода давит со страшной силой. Много-много тонн. Помню Валентин кричал, несите веревки, что-то еще кричали, но в целом в голове было тесно от мыслей. Они пролетали из одного уха и вылетали в другое практически не задерживаясь со скоростью потока бурлящего под ногами… Шок… Я решил по камням добраться до высунутого носа утопшей байдарки и попробовать зацепить ее оттуда. Запрыгнув на камень, смог видеть происходящее ниже. А там… А там плыла Ольга и Олег. Их протащило под камнем и выкинуло. ЖИВЫ!!! Не скажу, что я в этот момент почувствовал, бо адреналиновый передоз уже давал о себе знать. Вроде и радость, а сил и эмоций нет, гнев тоже утоп в «гормонном пороге» Странное чувство… Осмысление придет, но позже. Спас-операция не дала результата. Как не пытались вытащить утопленницу из-под скалы. Веревки рвали, либо на самой байдарке отрывали уши. Для извлечения просто не было нужного снаряжения. Обвязки и хороших горных веревок с защитой. Тогда можно было запустить «живца» и достать хотя бы вещи. Деньги, документы, айпады и айфоны, палатка, спальники и еще много чего осталось в речной пучине… Только после всего этого пришло понимание, что главное – ЖИЗНЬ! А все остальное просто … (придумайте сами, на свой вкус) Но унывать некогда, обнос еще не оформлен, а у всех уже «легкий» мандраж. Образовавшуюся проблему решили, отправив Олега и Наталью пешком вниз каньона, где планировалась стоянка. Ольга осталась на правом берегу и ее нужно оттуда забирать, там наверх подъема нет. Скалы! Валентин первым пришел к ней на помощь. Вскипятил на-газу горячей воды. Хоть как-то поддержать и отвлечь. Молодец! Мы тоже ниже порога переправились на правый берег. Часть решила проводить, часть решила сплавиться. Долго, муторно, скача по камням. Под непрерывным дождем удалось спуститься вниз. И когда мы наконец собрались все вместе, дождь закончился)) Тоже знак) Это придало позитива и добавило оптимизма) Еще больше добавило праздника одна выскочившая герма. Повезло Ольге. В ней был спальник и немного одежды. Даниловы приняли пострадавшую в свой экипаж. До стоянки дошли быстро. Там уже горел костёр, и Олег с Наташей сушили свои вещи. Постановка лагеря. Утопающим выделили палатку, коврики. Вроде все наладилось, но ведь Днюха)) Планы были на солянку из лососины и французский КОНЬяк… Ну, вот, как быть???) Огромный респект Татьяне Даниловой, без нее праздник бы не состоялся… Решили, что лучший способ снять стресс – это как раз заморочиться готовкой и отвлечь голову от дневных мыслей. Вроде получилось вкусно да и «напиток»)) был не плох, но сил осталось совсем мало. Отметили без размаха) Огромный респект Вовке Данилову за возможность спутниковой связи с домом. Вечером набрал матушку и поздравил ее с Днем Рождения. А так же узнал, что дома все хорошо. Немного стало спокойней и как бы теплее… И уже лежа в палатке я гонял мысли, что такого дня рождения у меня еще не было и наверно, ХЗ, не зарекаюсь, больше не будет… Развил, пока не уснул, а может и в процессе, целую теорию о скучности и пресности нашей городской жизни)) На следующий день была объявлена дневка. Нужно было решать с «утопшими» Опять же выручил Владимир. Спутник – тема!!! Вызвали МЧС из ближайшего поселка. Собрали пострадавшим средства и немного одежды. Вечером три квадрика увезли потерпевших в реальный мир. А у нас был день рыбалки. Хоть отходняк от вчерашних приключений и не отпустил окончательно, но, как известно, рыбалка лечит нервы)) Ходили по району, даже в ночную меня заманили)) Обловились мерным хариусом. Просто неприлично много. Очень красивый и достойный соперник. Ловить его лайтом – песня!) А его как раз и подарили мне на Днюху Вовка и Танюха. Спасибки) «Ночные» пейзажи так же прекрасны. Правда гнуса в разы больше… 4. Брильянтовый дым. Четвертый сплавной день дал мне первый трофей. Кумж в районе двух кг я переловил уже большое количество. И ловля стабильных двушек плюс минус двести грамм начала утомлять. Душа просила большего, она хотела борьбы с настоящим соперником. На максимуме, на пределе… Началось все на стоянке Якута. Там мне прицепилась первая обыденная кумжа. Верная двуха с копейками. Потом ниже, в очень красивом скальном каньоне, когда все остановились на перекур и осмотр, я подряд поймал двух приличных кумжин прям из-под отвесной скалы. Они были хороши, но недотягивали до поставленного в 15-м году Олегом Павловичем Лобачевым (в миру просто Lennon) уровня в три кг. А побить рекорд товарища, пожелавшего традиционное «отсосете» было делом чести)) Остановились на перекус на совсем ничем не примечательном островке. Закипятили чай, едим бутеры с колбасой и салом. Смеемся, общаемся. А мне почему-то неспокойно. Чешется покидать)) Беру спин и начинаю ловить харьков размером с сигарету. Естественно все дружно стебают и гогочат… Таких мелких я тут не видел еще. Правда периодами и нормальные проскакивают. Но не они интересны… На той стороне под свисающей ивовой веткой небольшая ямка и рядом струя. Идеальное место для кормления, естественно там будет жить тот, кто сильнее. С третьего заброса попадаю прям по ветке, и блесна соскальзывает в воду. Два оборота катушки и удар. Нет! УДАРИЩЕ!!! Влупила так, что чуть удило не потерял. Тут же выход на свечку. Как же прекрасна кумжа на хвосте в неистовом танце. Есть в нем что-то дьявольское. Завораживает, все внимание только на ней. А она знай кружится, отбрасывая серебряные блики в лучах света. Но, нельзя обмануться, не просто так это. Держу ситуацию на контроле, не проведешь - бормочу себе под нос…) После свечи уходит по тягуну вниз метров на 30-ть. Фрикцион визжит, нет, он поет, а вместе с ним и я пою.)) Понимаю, что этот экземпляр явно больше предыдущих и очень важно его взять, победить… Катаю ее вниз и вверх по реке. Время остановилось! Замерло все… Думаю, что минут пять точно, а может и больше. Вроде уже и устает, и рывки все короче, а только подведешь поближе, как даст и снова сначала) течка ей в помощь. А я с лайтом. Кайфую. При помощи коллег смог ее победить. Ура!!! ОГРОМНАЯ рыбина. Всем спасибо! Весы немного опускают на землю… 3800 Это уже серьезно) Самец) Бережно отпускаю обратно в реку. А дальше, как всегда пошел холодный осенний дождь. Да-да – это вам не НВ, где все предсказуемо. Добрались до стоянки без приключений. Правда на одном участке река превратилась в болотину с торфяными берегами и течку выключили, от слова совсем(( А мордевинд, естественно, включили)) Прокачал весь плечевой пояс)) Во всем надо плюс искать)) Этот лагерь был уже в лесу. Появились елки и осины, а березы были толщиной с руку и более. Раскидали палатки и тенты. Тут будет еще одна дневка, перед крайним рывком. Место по-своему тоже красивое. Глубокий каньон. С выходами темной грунтовой породы. В дождь выглядел довольно мрачно, но когда распогодилось, стало теплее)) 5. Эльдорадо. После дел хозяйских и вкусного ужина все отправились на реку. Поначалу я пошел вниз и, найдя затишек за валуном, стал ловить мерного хариуса. Двадцать четыре рыбы подряд. Потом пустая проводка и еще семь харьков. Никаких нервов не хватит, бросил это занятие, хотя тянуть таких рыб против струи – это нечто. Пошел вверх, а там народ тоже полавливает и кумжаки присутствуют)) Дальше дело техники. Видно, где кумжа подхватила упавшее в воду насекомое. Максимально точный заброс и минут 10-15 полнейшего кайфа!) Драйвовая рыба. Из около московских рыб, может только крупная щука соперничать и сом наверное. Собрал с этих грядок приличный урожай. Самая икрянка была под пятак. Класс!!!) Надо отметить, что главное правило рыбалки в таком походе – это поймал – обработай. Если бы не Серега Волман, который вызвался помочь мне с икрой, то я бы наверно больше спиннинг в руки не взял) А так рыбу зашкерил и подготовил к посолу и жарке. Икорку сделал Серега, за что ему респект огромный и полная уважуха) Конкуренты тоже не дремали и все смогли поймать прекрасных лососей. И хоть и дневка, а активности стало заметно меньше. Было видно, что все уже наловились. Больше отдыхали, так как усталость уже накопилась и гуляли по окрестностям в поисках видов и впечатлений. Кстати, пошли грибы. И такая прогулка обернулась очень вкусным жульеном. Опять Таня разрушила похудейские планы)) 6. Марш-бросок, или дембельский аккорд. Расстояние в 40 км планировалось пройти за два ходовых дня. Так как в десятом маловодном году это занятие оказалось весьма трудным. Но этот год дал много воды и мы пролетели огромный участок на одном дыхании. Из лодки выходили только на перекуры и перекусы. Отличная текуха. Хариус изводит. Он повсюду. Кругом слышны его бульки. На перекусе поймал первую щуку похода, небольшую, кила на полтора. Верный признак того, что горный участок закончен и река вышла на равнину Харьков опять надолбил неприличное количество. Идя первым, смог насладиться фауной. Попадались гусиные и утиные выводки. Появились орлы, которые важно летали над каньоном, поглядывая в мою сторону, явно были удивлены) Наконец смог рассмотреть и пофоткать оленя. Он щипал травку у небольшой шиверки и совсем меня не слышал. Охотничий инстинкт не дал мне спокойно проплыть мимо. Высадился ниже него метров на десять и подкрался сзади. Веслом вежливо постучал ему по вкусной задней части)) Олень оценил это прыжком на несколько метров вверх)) жаль, не охотнег Йа… Решено было валить вниз до антистапеля. Хоть и проскочили очень много красивых и рыбных мест, это того стоило. По пути забрали нашу группу пешкариков. Ник-Н-а и его друга Мишу. Они уже почти вышли к точке выброски, но столкнулись с проблемой. В болотах и реке было очень много воды. И перейти все это в болотниках не замочившись было невозможно. И вот наша крайняя точка. Слияние. Выгрузились, занялись лагерем и готовкой. Все по плану и расписанию. Тащу дрова и вижу, как на месте, где две реки сливаются в одну и течение образует стрелку и буруны, выпрыгивает довольно приличная серебристая рыбина. Еще пошутил, типа жереховое место)) Естественно, руки машинально потянулись к спину. Заброс, удар, и мегакайф драйвовый. Такие свечки в лучах заходящего солнца – это неописуемо!!! Фрик визжал так, что я думал старенький Сертейт расплавится или сгорит вместе со мной)) Да! Это была она – РЫБА! Небольшая, чуть за три, но РЫБА!!! Возился я с ней долго. За это время Юрец и Валентин тоже успели прицепить себе по такой серебряной «игрушке». Представляете, такую движуху на косе?)) Правда Валя свою быстро слил. А вот Юрка тоже одержал победу над прекрасной и сильной рыбой. Апогеем вечера стали Валентин и Эльвира. Валя не мог себе простить упущенную рыбу, и был вознагражден еще одним шансом, да каким…)) На лайтовую палку ему присела РЫБА в районе 7 килл. Борьба была долгой с множеством советчиков и помощников)) И, несмотря на их усилия, все же он ее победил!) А Эля отличилась по щуке, поймав самую крупную рыбу похода, без малого 12 кг. Потом еще были щуки и примерно такие же и чуть меньше. Серега на следующий день поймал семерку. Меня они обошли стороной. Но зато мне попалась еще одна РЫБА. По мнению Данилова верная пятерка. Я был под впечатлением от ее вываживания и не мог оценить ситуацию трезво) А на следующий день прилетел вертолет и уже нас отвез в реальный мир…( Хотя все сошлись во мнении, что легкая неудовлетворенность, много лучше, чем перенасыщение. Перед вылетом домой было немного времени и удалось посетить злачное место. Местный топовый ресторанчик. Очень хотелось дичи и она там была!!! Стейк из оленя – это БОМБА!!! Много разного вкусного мяса едовал, но этот шедевр оставит рубец в памяти на всю жизнь. Кисло-сладкий соус из брусники и клюквы довершил картину. Финал удался! Хочу выразить свое огромное восхищение и уважение всем участникам сплава и особенно Юрке Майдану за приглашение. Все получилось и на поболе 100%, СУПЕР!!!