Первый раз на Кольском. (видео присутствует)

На Кольском никогда не был. По рыбалке. Но в молодости жизнь забросила в эти места с целью довести сигареты ТУ 134 до города Заполярного, в роли экспедитора. История известная, пересказывать не буду. Зато путешествие, которое я проделал на КАМАЗе, запомнилось на всю жизнь. Проезжая мимо различных речек восхищался их красотой, хотя, возможно, это были и не речки Кольского полуострова, а где-то рядом. Но закончилось все тем, что ночевку предоставили мне в доме у какой-то женщины, где я благополучно забыл носки, что по всем местным приметам означало, что вернуться на полуостров обязательно придется. Время не уточнялось. И все эти годы я ждал, когда это событие произойдет. Спустя 20 лет это произошло.

Долетели отлично, съев в полете какой-то бутерброд. Загрузились в машину и через пару часов были в Ловозере. Стоить заметить, что Ловозеро и озеро Ловозеро это ни одно и то же. Как говорится, Константину в помощь для составления кроссворда. А далее вертолет. Сама подготовка судна к полету заняло времени больше, чем сам полет. Реально полет длится 14 минут, и вы на берегу одного из многочисленных озер, за исключением того, что до этого озера на машине не проехать, а на вездеходе можно, но это уже другая история.

Высадили нас недалеко от спрятанных лодок, ибо план был такой. Загрузиться в лодки и на них доехать до базы. Плыть до базы на десятисильных моторах два часа. Но сначала погрузка. Опять пришлось таскать все добро метров пятьдесят и я, было, порадовался, что недалеко, вспоминая Ханты-Мансийск. Но мне сразу подняли настроение, пояснив, что база находится в 700 метрах от берега, на горе. Так что у меня все впереди. И, как обычно, экономя каждый час, было приказано ловить рыбу.

Рядом был приметный перекат, и егерь Анатолий порекомендовал начать оттуда. Молчание. И, так как впереди была дальняя дорога, все же решили выдвигаться в сторону избушек, а по дороге немного потроллить. Я после таких дальних перемещений ни о какой рыбалке думать не могу, но надо так надо. Хотя никогда эти попытки не приводили к успеху. И тут вышло ровно также. Хотя оператор поймал-таки окуня в заброс, но так как он сам себя снимать не может, то пользы от этого события было немного. Хотя определенную надежду сей факт нам дал, ибо окунь был отменного качества, великолепного, бронзового с оранжевым, цвета. Весил под 700 грамм и не был отпущен, так как планировался в коллекцию для ухи.

Подъем всех вещей и продуктов на базу доставил особенное удовольствие. Идя по тропинке в гору, нельзя не удивиться громадному количеству грибов и ягод, но грибы видны значительно лучше. Любых размеров и абсолютно не червивые. Надо сразу сказать, что ни одного гриба так и не было приготовлено, так как свободного времени на это развлечение так и не нашлось, ибо в меню входили другие ингредиенты. Все ждали жареных сыроежек от Паши, но так и не дождались. Зато наступил первый день.

Решили начать со щуки, рядом с базой. Пока первая лодка добиралась до точки, мы готовили свою. Когда мы были готовы, то Паша уже решил возвращаться, сделав пяток забросов. Лодка еле проходила среди камней, а наши егеря, Анатолий и Володя, постоянно говорили, какая на этой неделе низкая вода.

Решили потроллить, чтобы найти окуня или, если повезет, кумжу. И надо же такому случиться, на первых же метрах дистанции у Паши влетает отличная кумжа. Это было понятно даже из нашей лодки. Сопротивлялась она отлично, но уйти ей не удалось, а посему день начался замечательно! Я немедленно позавидовал, зашел на ту же тропу и решил проверить этот участок еще раз. Но впереди меня ждало только журчание мотора. Надо сказать, что дорожка у нас была исключительно, так сказать, любительская. Дело в том, что у нас не было ни эхолотов, ни навигаторов и плыли мы просто где-то посередине озера. Ориентиром была фраза «пробуйте здесь». Я смело пробовал, пока мы направлялись к местам ловли хариуса. Кумжа, однако, больше не попалась. Зато мне удалось выловить окунька, но его друзей вокруг не оказалось, и я поплыл дальше. И вскоре клюнуло что-то поприличней. Правда, я сразу понял, что это щука. Так и оказалось. Щука была килограмма три и в наш самодельный форелевый подсак все одно не влезла бы. Поэтому ее сход у самой лодки, когда ее уже можно было погладить по спине, воспринял спокойно.

А тут и время хариуса настало. Появились каменистые гряды, которые выступали вперед, нарушая ровные берега озера. Якобы тут можно пробовать. Я и пробовал. Ловил на вертушку с желтым колокольчиком. Заловил три хариуса грамм по 300. А тут и время обеда настало. То есть мы с одной гряды переехали на другую, где место было покрасивши. И пока егеря разводили костер и готовились изготовить уху, мы продолжили рыбалку. В этом месте хариус ловился исправно. Особо мелких не было, и стабильность поклевок радовала. Уха, в связи с этим, получилась изрядная. Налопавшись и закусив, решили еще потроллить, так как впереди были перспективные места, со слов Анатолия.

Узнав, что кумжа была выловлена на Хардкор, начал искать у себя подобный. Подобного не оказалось. Принял решение ловить на 75, хотя рыба попалась на более мелкий воблер. Начали это мероприятие в 17.00. А в 18.30 уже закончили, так как планы были скорректированы. Но зато за это время я поймал свою первую кумжу. Но сначала был сход. Стоит только поставить палку и начать рыться в коробках, как следует поклевка. Может зацеп? Беру палку, понимаю, что это не зацеп и, что это не щука, понимаю тоже. Тащу. Через какое то время рыба набирает скорость и мчится на лодку. Вроде все успеваю. У самой лодки вижу свою первую кумжу, но я ей не нравлюсь, и она стремительно уходит под лодку. Я прям, чувствую, что она, что то задумала. Так и есть. Рыба ловко разворачивается и пулей вылетает из воды прямо у меня перед носом. Свеча ей удается, приманка вылетает, и она падает в воду. Хотя могла попасть и в подсак, который постоянно был, где то рядом, но его размеры не позволили совершить кумже трехочковый. Не беда, «у нас, молодых, впереди года...». Делаю еще проходик, уже держа удилище в руке. Фиксирую новую поклевку, и все повторяется. Хотя в этот раз свечки начались сразу. Три подряд. Красота. А вот потом по сценарию. Но в это раз засеклась получше и последняя свечка из-под лодки не увенчалась успехом, да и Володя на подсачеке сработал хорошо. Получилось!!! Цвет я, правда, представлял другим. Почему то мне хотелось оранжевого пуза. А тут голец гольцом. Хотя это я, конечно, лукавлю. Разница есть. Размер тоже скромный, а вот у Паши вполне приличный экземпляр. Плюс оператор у нас тоже одну штуку поймал. Хотя Павел по кумже меня все же обошел, поймав еще одну штуку. Так что красная рыба на завтрак у нас была.

К сожалению, больше половить кумжу так и не дали. Так что ловили мы эту рыбу на озере максимум два часа. Ловится она там, на дорожку, а в заброс попадается, якобы крайне редко. Но я здесь бы поспорил. Надо пробовать.

Прибыв в лагерь и отправив егерей заниматься неотложными делами, вдруг попали на выход щуки. Время, было, начало девятого. В том месте, где хотели половить с утра, оператор Слава решил побросать поппер. И щука взяла. Я естественно немедленно тоже рванул к месту с поппером. Через пару проводок все случилось. Твердая двушка была доставлена на берег. Все было без камер и как то гармонично. Тут и Паша не выдержал. Подошел с волкером. На него щука бросалось раза четыре, но на пятый раз не промахнулась. Все были довольны таким завершением дня. А так как щука там самая вкусная и практичная рыба, то все было мгновенно почищено и отнесено на кухню для дальнейшей переработки. Сразу скажу, от щуки невозможно оторваться, хотя мясо у нее привычного цвета.

Наутро решили начать со щуки, но вечерней активности и след простыл. Я, правда, сразу заловил приличного хариуса на все тот же поппер, но потом тишина. Решили вечером провести здесь соревнование, если будет клевать.

Сами же поехали дальше пробивать озеро, и путь наш лежал к очередному перекату, который показал нам Анатолий. Отличный перекат. Паша с первого заброса ловит щучку на маленькую вертушку. И, после этого, ни одной поклевки. Настроение подняли первые люди, которых мы увидели на озере. Это были туристы на байдарках из Иванова и Смоленска. Больше мы людей на озере не видели.

Поехали дальше кататься. Егерь предлагает еще одно место. Плывем, погода шикарная. Вокруг красота и даже как то все пока идет по плану и все довольны. Правда, приходится преодолевать всякие трудности, ибо вода низкая и постоянно надо слезать с лодки и ее толкать, а по-другому плыть вперед она отказывается. А лодка у нас «Казанка», а вторая типа «Крым», но могу ошибаться. Плыли, плыли и приплыли. Место красивое, речка вытекает. В речке одни камни. Кинули пару раз и сразу назад поехали. Сложная такая логистика получилась. Но не зря. Подъехали мы к очередному мысу, где нам предлагалось попробовать поймать щуку. Е-мое. Как начала она ловиться на один правильный воблер. Не выдающихся размеров, но сопротивлялась отлично. 3-5 кг. Но может не пять. Опять никто не взвешивал. Но толстая. Приятно взглянуть. И окунь прорезался. Но опять один. Так ни разу стаю окуня мы не нашли. Но вот щуку половили вдоволь. Потом половили у другого мыса. Тоже клевала, но поменьше и реже. А там и время на базу возвращаться.

Турнирчик с Пашей все-таки состоялся. Волкер против поппера. Щука не клевала, но одна соблазнилась на волкер, и я проиграл 1-0. Паша был доволен. Я тоже. Дипломатия великая вещь.

После этого Паша еще половил на удочку и все-таки поймал сига. Небольшой. Но сиг в озере есть. Анатолий говорит, что есть и крупные экземпляры, но в целом сиг небольших размеров.

Володя приготовил отличное мясо, и ужин прошел великолепно.

Отступление. Мы планировали добираться обратно сплавом, и на это была запланирована одна ночевка. Но в результате переговоров для страховки решили идти с двумя. И правильно сделали. Так егерям не хватило опыта по местным условиям, плюс они не учли специфику группы. Хотя Анатолий очень опытный человек. Всю жизнь связан с подобным. Говорил, что предыдущая группа, тремя неделями раньше, добралась до точки за 10 часов. Но без остановок на поесть. Связано это было с тем, что была высокая вода. У нас же все началось по-другому.

Очередной день нас встретил дождем. По планам мы должны были стартовать в 10, но я понимал, что так вряд ли произойдет. Еще мы планировали порыбачить по дороге, но я в это тоже не верил. Все так и вышло. Выехали мы к рафту в 12.00. В 14.00 на месте. Рафт был спрятан на месте посадки вертолета. Пока разгрузились, убрали лодки, настроились на съемку, убили еще часа полтора. Сам рафт в ручном (ножном) режиме надувается за 45 минут. Это когда делают несколько человек, меняя друг друга. Пока опять все загрузили, повесили мотор, время подошло к пяти. Наконец, старт.

И до первой стоянки мы только толкали, чуть-чуть ехали, толкали и опять толкали, ибо вода оказалась ниже, чем мы могли бы предположить. Хотя, когда ты первый раз в новом месте, ты ничего предположить не можешь. Тем боле попадались перекаты по километру. К девяти мы все-таки решили найти стоянку и хоть капельку половить. Решили использовать удочку. Из последних сил я ее собрал и пошел ловить в ночь. Надо сказать, что данный рафт не приспособлен для перевозки снастей, что большой минус и Паше, в итоге, сломали свежекупленную удочку при переезде. И нам приходилось все убирать в тубусы, пока я не стал держать удилища в руках.

Так вот. Хариуса я все-таки поймал. И Паша поймал. Потом он без камеры, на опарыша, поймал довольно толстого хариуса и мы все довольные пошли ужинать.

Ночью пошел дождь. Вроде ничего необычного, если ты спишь в своей палатке. Но здесь палатки к дождю были не готовы и все проснулись в мокрых спальниках, что бодрости не придало, и мы посоветовали на такой экипировке не экономить. Но так это был все лишь второй сплав на этой лодке, то я, думаю, все недостатки ребята учтут и все будет хорошо.

Стали собираться в путь. И тут как бросит кто-то ребенка в воду. Ужас!!! Сам не видел, только слышал. Подхожу к лагерю. Говорят, громадная кумжа выпрыгнула из воды. Я стою, улыбаюсь. И тут передо мной, как прыгнет. А потом еще раз. Вот это рыбка! У меня спиннинг уже в тубусе. Паша ловит спиннингом оператора. Но все напрасно. Но есть ведь крупная кумжа в реке. Есть. Жаль что такая короткая экспедиция. Я бы туда съездил только за кумжей. Хотя там и в комплексе все отлично.

Погрустили мы и поехали. То есть потолкали, поехали, потолкали, поехали. Но все же плесы случались, и на одном из них нам удалось остановиться первый раз. Я поставил китайский составной воблер, а Паша пошел махать нахлыстом. Пока он уходил я с первого заброса ловлю щуку. Небольшую, килограммовую. Пока рыба нужна, забираем. Бросаю дальше. Поклевок нет. А Паша закрепился на середине реки и махает. Ловит первого хариуса, а вскоре и второго. Неплохо. Я понимаю, что надо что-то менять и отправляю воблер в коробку, а на его место цепляю шведскую вертушку первого номера с медным лепестком. Сразу ловлю хорошего хариуса. Так ее больше и не снимал.

Анатолий стал нас подгонять, и мы засобирались. Усиленно стала пропагандироваться идея, что мы никуда не успеем с таким темпом и надо спешить. Но нас это не устраивало, у нас свои задачи, хотя на самолет попасть, конечно, хотелось. А потом, спеши не спеши, а тащить по камням лодку быстрей никак не получится. Однажды я взял удилища и пошел пешком по берегу перед очередной чередой перекатов. Я, конечно, не собака и через определенное время язык на плечо положил, но всегда был на 100-200 метров впереди. Такая вот скорость. А собачка наша веселая бежала вдоль берега, временами забегая в лес погавкать на глухарей. Однажды ее заботы были вознаграждены, и Анатолий вышел из леса с отличной добычей. Разделанный глухарь достался Паше в подарок.

Очередная остановка была тоже прекрасна. У всех ловился хариус нормальных размер. И на спиннинг и на нахлыст. Для очередной ухи рыбы было достаточно, и мы перестали ее брать. А впереди нас ждали Черные камни.

Перспективное место со слов Анатолия, где мы планировали перекусить и еще немного половить. Подъезжая к камням, встретили еще одного одинокого байдарочника. Он тоже видимо хотел половить рыбки, но, увидев нашу банду, передумал и поплыл дальше. Мы же ловко пропустили по стаканчику и продолжили работу. Паша взял удочку и планировал ловить на червя. Мне собрать подобное не представлялось возможным, и я продолжил на спиннинг. С первого заброса хариус. И понеслось. Разных размеров, с разных углов обстрела. Было весело. Однажды, отцепив очередного хариуса, бросил вращалку в воду перед собой. Вдруг откуда-то выскочил окунь, и набросился на приманку. Естественно был пойман. Почему то опять один. Какая то мистика. Но хороший. Опять грамм под 700, красоты неописуемой.

И Паша с первого заброса ловит отличного хариуса. Можно смело сказать крупного. Второй заброс. Точно такой же. Третий. История повторяется. Размер одинаковый. Все отпущены. Удовольствия море. И для картинки то, что надо. Когда у Паши хорошее настроение это хорошо. Впрочем, настроение у всех было отличное, тем более, что водка кончилась и уже стали разбавлять спирт, заботливо припасенный Владимиром. Большое ему спасибо. И только Анатолий переживал, что пора бы в путь, а то шансов все меньше. Ну, мы, довольные, и рванули. Хотя он нам обещал, что впереди у нас еще будет кумжовое нерестилище и, что, по его мнение кумжа там точно должна быть.

Это нас подстегивало, но сил оставалось все меньше. Когда же мы все-таки до него дошли, то энтузиазма, а главное времени оставалось все меньше и меньше. Мы, конечно бросили несколько раз, но чувствовали, что кумжа так просто не дастся и важнее для нас плыть дальше.

Последнюю ночевку стали организовывать почти в темноте. Плыли до последнего. Дождь порой усиливался значительно, а я с протекающими вейдерсам, чувствовал себя человеком дождя, так как было мокро и снаружи и внутри. Один раз чуть с головой не ушел, вытаскивая рафт с очередных камней. Но все обошлось, а трудности в кадре появились.

Сделали очередную уху, выпили шила, выкурили по гаванской сигаре и пошли спать. Вставать решили в 6.00, чтоб все успеть. Но Анатолий все же переживал и заказал лодки с 40 сильными моторами, чтобы наверняка. И правильно сделал.

Вышли вовремя, и может быть даже дошли в срок на нашей лодке, но некоторых ништяков лишились бы точно. Озеро Ловозеро тоже не на всем протяжение глубокое. Тоже есть продолжительные меляки. Пришлось и там помучиться. Зато потом полетели стрелой. А так как на озере была приличная волна, то решение с лодками было однозначно правильное.

Прибыли на точку в 12.00. Оказалось, что нам заказали баню с 12.30 до 13.30. Отличная новая баня в городе. Попарились, и у нас еще оставалось время на обед и всякие другие мелочи. Одним словом, прибыли в аэропорт сытые и с подарками. Полет прошел нормально. Ночью спал в Москве мертвым сном.

В итоге, что хочется сказать. Место очень интересное. Можно и туда весной ездить. Поизучать местные ямы и не только, на предмет кумжи. Плюс с вкусной щукой там полный порядок. Отличный окунь и хариус. А летом я бы маршрут подкорректировал бы, чутка, так как спешить никуда не хочется, а гармонии хочется. Есть отличная баня, только воду 700 метров таскать на любителя, но это, если дождевой нет. Да и по разу прогуляться каждому участнику с канистрочками не так уж и сложно. Одним словом буду весной, отчитаюсь. А та кумжа в реке до сих пор стоит перед глазами.